Экстремальное томожение

Загрузка ...

Сравнивая три привода в условиях экстренного торможения, искусственно отбрасывая возможности современных моделей, оборудованных антиблокировочной системой (АВS), системами курсовой устой­чивости и др., следует отметить большую стабиль­ность полного привода за счет антиблокировочного эффекта всех четырех колес в режиме торможения двигателем.

Заднеприводный автомобиль имеет некоторые преимущества перед переднеприводным за счет под­тормаживающих задних колес и более загруженной задней оси (утяжеленный задний мост с дифферен­циалом).

 Для переднеприводных моделей при экстренном

торможении на льду может возникнуть проблемная

ситуация, когда заблокированные передние колеса глушат двигатель. Даже прекращение торможения не всегда позволяет тотчас запустить двигатель,

и автомобиль продолжает продольное скольжение при потере устойчивости и управляемости («рысканье»), занос, снос колес). Для переднеприводных


Самоучитель безопасного вождения

моделей автомобиля очень актуальной является технология торможения левой ногой при нажатой педали «газа». Прием называется «газ—тормоз» и применяется во многих ситуациях:

   при экстренном торможении на скользкой до­роге этот прием позволяет исключить полную блокировку передних колес;

   при прохождении поворота на максималь­ной скорости позволяет построить траекторию «многогранника» за счет дозированного со­скальзывания задних колес при их кратковре­менной блокировке;

 

   при преодолении ямы, канавы позволяет осу­ществить «опережающий подскок» или раз­грузку передних колес;

   при движении по разбитой дороге или на вол­нообразных препятствиях позволяет прекра­тить резонанс продольного раскачивания ав­томобиля.

Однако следует отметить, что прием «газ—тор­моз» недоступен неподготовленному водителю. При­чина — отсутствие тренированности левой ноги для дозированных нажатий на педаль тормоза. На авто­мобиле с механической КПП водитель умеет левой ногой хотя бы отпустить (!) педаль сцепления, в то время как на автомобилях с АКПП левая нога во­обще не участвует в управлении и «живет» то рядом с педалью тормоза, то где-то под сиденьем. Поэтому решиться на торможение левой ногой нужно лишь после длительного (до одного года тренировки) про­цесса обучения.

Все три привода в разной степени могут исполь­зовать управляемый занос задней оси как эффективный способ торможения. На заднем приводе для этого применяется пробуксовка задних колес, на переднем приводе — блокировка задних колес либо с помощью приема «газ—тормоз», либо корот­ким торможением с помощью стояночного тормоза. Для полного привода используются комбинации этих приемов в зависимости от технической вооруженности автомобиля (АВS, АКПП, наличие самоблокирующихся или управляемых дифференциалов, регулирование тяги по осям и т. д.).